portret1

Эмиль Золя - французский писатель, публицист и политический деятель. Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века - вождь и теоретик натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом «Ругон-Маккары», в котором описал все слои французского общества времён Второй империи. Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.

Родился 2 апреля 1840 года в Париже, в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя, принявшего французское гражданство, и матери француженки Эмели.

В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

Эмели и Эмиль остались одни, в весьма стеснённых обстоятельствах. Оказалось, что инженер оставил массу долгов, о которых его вдове ничего не было известно. Осаждаемая кредиторами, Эмели была вынуждена переехать в более дешёвый район, а также распродать все акции канала и безделушки, украшавшие дом. Семья понемногу скатывалась в нищету. Однако Эмели не оставила мысли дать сыну приличное образование. Она обратилась в городской совет с просьбой выделить средства на обучение сына «в качестве посмертного вознаграждения за услуги, оказанные её мужем городу Эксу». Городской совет пошёл навстречу, и мальчик был зачислен в пансион Бурбонов. 

1

С раннего детства Эмиль мечтал прославиться и сделать нечто такое, чем его мать могла бы гордиться. Он с усердием принимается за учёбу и преуспевает, быстро зарабатывает репутацию отличника. Но любви одноклассников ему это не приносит: его считают нищим выскочкой, пришлым чужаком. К тому же Эмиль никак не мог избавиться от дефектов - с детства он сильно шепелявил, да ещё был сильно близорук. Гонения и насмешки сильно отравляли ему жизнь, пока в один прекрасный день на его защиту не встал смуглый здоровый парень. Его звали Поль Сезанн, будущий известный художник-импрессионист. С тех пор они стали неразлучны и пронесли свою дружбу через годы.

В 15-летнем возрасте будущий писатель начал заглядываться на девушек и увлекаться поэзией. Стихотворения пишутся с головокружительной скоростью, а Эмиль с друзьями говорят только о женщинах. Но весёлое времяпрепровождение закончилось, так как мать писателя решила вернуться в Париж вместе с сыном.

Париж очень не понравился Эмилю. Он был мрачен и грязен. Юноша рвался в ставший родным Прованс. Однако, материальная зависимость от матери, подрабатывающей шитьём, сковывает его по рукам и ногам. 

2

Эмиль никак не может себя найти - он учится в Париже и Марселе, но диплома так и не получает. Пытается поступить на службу - безуспешно. Иногда провинциальные газеты печатают стихи Золя, и тогда он вновь начинает надеяться на нечто большее, нежели карьера офисного клерка, но надежда эта быстро угасает. Зачастую материальное положение Эмиля столь плачевно, что он вынужден ловить на крыше воробьёв, чтобы зажарить их на ужин. Несмотря ни на что, он продолжает писать. Кутаясь в сильно потёртый плед в нетопленой мансарде, Золя пишет стихи и поэмы, так как это лучшее, что он умеет.

Лишь ближе к 1862 году ему, наконец, улыбнулась удача - он поступает на скромную должность рассыльного в издательстве Луи Ашетта. Пользуясь случаем, юный поэт показал свои поэтические произведения издателю, однако того они не впечатлили. Ашетт посоветовал ему начать писать прозу.

Эмиль сам думал про это и, решив отложить стихи, очень быстро написал сказку «Поцелуй ундины». С этого произведения и началась его писательская карьера.

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист. Многие из его первых романов - типичные «романы фельетоны» («Марсельские тайны», 1867). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно», 1866; «Поход», 1882; «Новый поход», 1897). Эти выступления - знак его активного участия в политической жизни. 

3

В Париж приезжает Сезанн. Он вводит своего друга в мир парижской богемы, где тот знакомится со множеством передовых художников того времени. Там он встретил свою первую любовь, музу и жену - натурщицу Александрину Меле.

Совместная жизнь с Александриной была очень спокойной и приятной. Жена занималась бытом и не мешала писателю работать. Хотя, мать Эмиля хотела ему лучшей доли, она примирилась с мезальянсом сына и стала жить с молодой парой.

Золя очень много трудился, и дела у него пошли на лад. Его много печатали в столичных газетах, так что доходов ему хватало. Установив для себя распорядок дня, Золя неуклонно придерживался его в течение всей жизни: подъём в 8 утра, прогулка, работа до обеда, далее встречи с нужными людьми и работа в библиотеке. Постепенно он превратился в этакую «литературную машину», работающую без перебоев и срывов. Он воплощал свою детскую мечту - создать нечто такое, из-за чего его мать будет им гордиться. Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени.

Так и длилась бы эта семейная идиллия, если бы жена не решила взять новую прислугу. Жанна произвела на писателя самое приятное впечатление и он… влюбился. Эмиль аккуратно совмещал семью и любовницу. Он даже отселил её в отдельную квартиру. Однако, жена узнала об отношениях, тем более писатель стал появляться с любовницей публично. Кроме того, она родила ему ребёнка, чего не смогла сделать Александрина. А через два года ещё одного. Но жена решила не терять своего благоверного и закрыла на это глаза! Более того, через некоторое время она даже разрешила Жанне с детьми появляться в их доме.

Жизнь на две семьи не слишком затрудняла писателя, так как денег хватало на всех. Но, однажды Золя решил вступиться за оклеветанного офицера еврейской национальности, и все пошло «наперекосяк». Его самого осудили на год, из-за чего Золя пришлось скрываться в Англии, куда приехали обе его семьи. Британию он, как истинный француз, не любил, и когда во Франции, как ему показалось, все успокоилось, сразу же вернулся на родину. Оказалось, что Золя приехал, чтобы умереть.

Холодным и сырым сентябрьским вечером 1902 года писатель попросил слуг зажечь огонь в камине, дымоход которого незадолго перед этим прочищали. Ночью жена проснулась от того, что ей стало плохо. Она хотела разбудить слуг, но Золя не захотел их беспокоить. А утром его обнаружили бездыханным, а Александрину в обморочном состоянии. Её спасли. Как оказалось угарный газ от камина не выходил наружу, так как свежепрочищенный дымоход кто-то завалил мусором. Вряд ли это был несчастный случай.

Обе жены сильно горевали и вместе воспитывали оставшихся без отца детей. Когда через 12 лет Жанна умерла после неудачного вмешательства хирурга, Александрина заботилась о детях писателя до самой своей старости.

Книги Э. Золя из фонда Юношеской библиотеки ЦБС Подробнее...