portret

Аркадий Тимофеевич Аверченко родом из Севастополя. Мальчик появился на свет 27 марта 1881 года в купеческой семье. У Тимофея Петровича и Сусанны Павловны родились 10 детей, трое сыновей умерли ещё в младенчестве. Аркадий остался единственным братом шестерых сестёр.

В детстве он отличался крайне слабым здоровьем. Но даже этот неблаговидный факт биографии Аркадия Аверченко в его собственном изложении звучит забавно. Он постоянно подтрунивает над своими болезнями в мемуарах, написанных в 1903 году.

При этом из-за болезней Аркадий Аверченко не смог поступить в гимназию, поэтому не получил начального образования. Самые большие проблемы у него были связаны со зрением. В результате Аверченко стал самоучкой, самостоятельно освоив школьную программу за домашними книгами. В этом ему помогали сёстры.

Вскоре в биографии Аркадия Тимофеевича Аверченко наступила ещё одна чёрная полоса. Семья оказалась на грани банкротства, после того как разорился бизнес отца.

Из-за этого Аркадию уже в 15 лет пришлось пойти работать. Поначалу он был писарем в компании, которая занималась грузоперевозками. Затем уехал на более перспективное место на Донбасс. В конторах при угольных шахтах он провёл следующие четыре года. О времени на рудниках он всегда вспоминал как об одном из самых сложных этапов своей биографии. Аверченко много трудился, а единственным развлечением в то время было пьянство.

1

Даже это тяжёлое положение он в будущем с юмором опишет в своих рассказах. Когда в 1900 году узнал, что его контора переезжает в Харьков, сильно этому обрадовался. По его собственному признанию, в большом городе он сразу расправил плечи. К тому периоду относятся и его первые литературные опыты.

«Король смеха», как неоднократно называли Аверченко, начал писать в харьковской газете «Южный край». Его первый опубликованный рассказ назывался «Как мне пришлось застраховать жизнь». В биографии и творчестве Аверченко это произведение играет особую роль. Ведь оно стало его первым текстом, с которым познакомились читатели. Литературный дебют состоялся в 1903 году.

После этого в печати выходят ещё несколько его юмористических рассказов, которые закрепляют за ним репутацию талантливого и образованного автора.

2

Новым этапом в биографии и творчестве Аркадия Аверченко становится решение о начале издания журнала «Штык». Он сам выполнял роли редактора, автора и иллюстратора. На страницах «Штыка» в большом количестве выходят его собственные юмористические рассказы, которые он сопровождает шаржами и карикатурами. Издание пользуется успехом у публики.

Следом Аверченко пробует выпускать журнал «Меч», но он таким популярным не становится. Вскоре его приходится закрыть.

Из-за его любви к сатире в биографии писателя Аверченко постоянно возникали проблемы. Его писательскими опытами было крайне недовольно начальство. В результате его даже вынудили покинуть город в 1907 году.

Из Харькова он решает переехать в Петербург, чтобы быть ближе к самым известным представителям творческой элиты страны. В столице Российской империи он продолжает писать сатирические произведения.

Приехав в Петербург, Аверченко открыл новый этап в своей биографии. Очень быстро ему удаётся и здесь завоевать популярность, став весьма заметной фигурой.

3

Для начала Аверченко устраивается на работу редактором в журнал «Стрекоза». В 1908 году начинает сотрудничать с «Сатириконом», который быстро превращается в трибуну современной социальной сатиры. Это настоящее яркое культурное явление, которое все вокруг охотно обсуждают. Заканчивается это тем, что Аверченко из постоянного автора становится главным редактором этого журнала. Под его началом журнал быстро стал одним из самых популярных в стране. В нем охотно публикуются самые известные писатели того времени.

Именно в «Сатириконе» при Аверченко появляется уникальный жанр лирической сатиры. Его особенность заключается в тонких наблюдениях за сущностью человека, которые пропитаны самоиронией. Рассказывают, что журнал читал даже император Николай II, собирал номера вместе, чтобы подшивать их.

На пик своей славы он вышел в 1910 году, когда были изданы три его книги. Пресса оставляла о них восторженные отзывы, сравнивая автора с О. Генри и Марком Твеном. Рассказы Аверченко были настолько популярны, что некоторые превращались в театральные постановки.

В 1912 году он выпускает ещё два сборника под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». В эти годы он активно путешествует, рецензирует сценарии театральных постановок по своим произведениям, пишет новые рассказы.

Благополучие в один миг обрывается после Октябрьской революции. Журнал Аверченко большевики приказывают закрыть, посчитав его неблагонадёжным и буржуазным. Фактически Аверченко оказывается в изгнании. Из Петербурга он сначала уезжает на юг. Два года живёт в Севастополе, а в 1920 году отправляется в эмиграцию.

4

За границей Аверченко работает над проектом театра, который был основан ещё в Севастополе, продолжает писать рассказы. Адаптироваться на Западе было непросто, так как он не знал ни одного иностранного языка. Благо в то время в Европе было огромное количество эмигрантов из России. Так что часто складывалось ощущение, что ты по-прежнему дома.

В этот период творчество Аверченко резко меняется. Он начинает уделять больше внимания острым социально-политическим темам. Тональность его прозы меняется. При этом чувствуется тоска по родине. В 1921 году в Париже выходит сборник его памфлетов «Дюжина ножей в спину революции».

В рассказах, которые Аверченко пишет на протяжении 1920-х годов, он пытается осмыслить события, произошедшие в России, осознать их разрушительные последствия. Много внимания он также уделяет судьбам эмигрантов, которые пытаются найти новый смысл жизни, оказавшись вдали от дома.

В конце жизни Аверченко останавливается в Чехии. Здесь выходят его книги «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».

Писатель никогда не был женат. При этом у него было несколько романтических отношений, но доподлинно ни об одном из романов не известно. Рассказывали, что у него родился сын, когда он ещё жил в Харькове.

У Аверченко было слабое зрение из-за травмы, которую он получил, когда был совсем маленьким. В 1925 году ситуация осложнилась, ему пришлось лечь на операцию по удалению повреждённого глаза.

Хирургическое вмешательство прошло с осложнениями. В тяжёлом состоянии его пришлось оставить в госпитале. Он долго не приходил в себя после наркоза. Сказались проблемы с сосудами, сердцем и почками. Фактически выбраться из этого болезненного состояния ему так и не удалось. 12 марта 1925 года Аркадия Аверченко не стало.

На родине он на протяжении многих лет считался запрещённым автором. Активно публиковать его произведения начали только в 1980-е годы. С тех пор русский читатель заново открыл для себя его юмористические рассказы.

 

Книги А. Аверченко из фондов Центральной детской и Юношеской библиотек ЦБС  Подробнее...