Самое главное – выбрать профессию так, чтобы твоя работа была успешной и приносила тебе удовольствие. Всё, что соответствует такому выбору - хорошо, всё, что противодействует, - плохо. Руководствуйся основными правилами выбора.
-
Учитывай свои возможности (способности) и желания (склонности), а также физические особенности, существенные для данной профессии.
«Семь раз отмерь – один отрежь»
-
Соразмерь, соответствует ли твой уровень притязаний твоим возможностям? Например, если ты плохо учишься в школе, сможешь ли ты поступить в ВУЗ?
«У всякой Машки свои замашки: кому чашки да ложки, кому - брошки да серёжки»
-
Узнай как можно больше о рынке профессий, о рынке труда.
«По Сеньке ли шапка?»
-
Обсуди свой выбор с родителями, товарищами, друзьями, учителями. Они кое-что знают о тебе и могут дать дельный совет. Но никогда не выбирай профессию «за компанию».
«Не зная броду, не суйся в воду»
-
Выбирай профессию не по названию, а по себе! Представления о престижности быстро устаревают.
«Не в свои сани не садись»
-
Подумай, каким путем достичь цели, какими средствами. Какие трудности и препятствия могут тебе встретится? Каковы твои возможности для достижения цели?
«Не все то золото, что блестит»
-
Обратитесь к специалисту по выбору профессии.
«Хочешь жить – умей вертеться»
8. Нелишне вспомнить что говорят профессионалы:
-
получите хорошее среднее образование (так как очень важно уметь хорошо читать, грамотно писать и говорить);
-
не забудьте научиться правилам хорошего тона (чтобы уметь обращаться с деловыми людьми);
-
если после окончания учебного заведения вы сразу не смогли найти себе работу, - не отчаивайтесь (к поиску работы надо относиться как к работе);
-
посмотри газеты, где печатают объявления о приеме на работу (по этим объявлениям ты сможешь составить себе представление о том, что требуется для поступления на ту или иную работу, и при разговоре с работодателем привести убедительные доводы, почему ты подходишь для этой работы);
-
агентства по трудоустройству, службы занятости населения, центры профессиональной ориентации, родители, друзья, знакомые и соседи – все это полезные источники информации
«Один ум хорошо, а два лучше»
Ошибки при выборе профессии.
-
Отношение к выбору профессии. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Не бойтесь поменять профессию, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности.
-
Бытующее мнение о престижности профессии. Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем мусорщик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть «модной, но не приносящей удовольствия специальностью.
-
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Вася хочет освоить опасную работу пожарного (он – человек способный на риск), вам эта профессия может не подойти ( вы ведь очень осторожны и рассудительны).
-
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию (если вас восхищает душевность учителя по химии – это не значит, что вам нравится химия сама по себе).
-
«Романтичная» или « интеллигентная» профессия. Не старайтесь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Для успешной реализации себя в этих профессиях, приходится совершать массу неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Типичный пример : ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссёров. Имена кинорежиссёров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам. Журналисты не всегда выступают в телепередачах, чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят минутное сообщение для диктора на телевидении.
-
Профессия, обещающая большие деньги. Но она и требует немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих важных для человека вещей. К примеру биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе». Итог: преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы.
-
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Важно иметь в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.
-
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства .
-
Неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах ( склонностях, способностях).
-
Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.