
Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в маленьком городке Виллер-Котре рядом с Парижем. Его отец - Том Дюма - кавалерийский генерал наполеоновской армии. Мать, серьёзная и добродетельная женщина Мари-Луиза Лабурэ - дочь трактирщика. Отец Александра служил в армии Бонапарта, и по возвращении на родину в 1801 году, оказался в тюрьме. По случаю примирения состоялся обмен пленными и его освободили. Но тюрьма сделала своё дело - он вышел оттуда полупарализованным, изувеченным и с язвой желудка. О службе в армии не могло быть и речи.

В 1829 году пишет драму "Генрих Третий и его двор". Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений. Король увидел в драме некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Орлеанский поддержал её. Так, А.Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как "Кин, или Гений и беспутство", "Нельская башня", "Антони". После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Александр Дюма. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию.
В 1832 году А.Дюма, по просьбе родственников генерала Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов,
сопровождавших траурную процессию. Полиция разгоняет толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено. В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где готовит к изданию очерк "Галлия и Франция".

"Занятым людям некогда разглядывать женщин", - так любил говаривать великий писатель Александр Дюма. На самом деле, он вёл не только бурную писательскую деятельность. Личная жизнь бессмертного автора била ключом. Прежде чем приоткрыть завесу похождений страстного донжуана, хотелось бы отметить, что Дюма понимал женскую душу, а главное, он, действительно, всех их любил и был им благодарен за любовь. Это был добрейшей души человек. Именно за это его ценили все возлюбленные. Многие из них признавались, что не встречали более великодушного человека, чем он. О любовных похождениях великого писателя ходят легенды. Никому не известно, сколько в его жизни было любовниц, но сам же Дюма в своих мемуарах упоминает только нескольких. Свою первую парижскую любовь Адель Дальвен, которая разбила сердце пятнадцатилетнего повесы. После двухлетней связи вышла замуж за другого. Единственная женщина, которая с ним рассталась сама, во всех остальных случаях инициатором расставаний был Александр Дюма. Катрин Лабе - соседка по лестничной площадке, к которой он перебрался жить. Но скромная и преданная Катрин перестала его устраивать. Узнав, что она ждёт ребёнка, сделал выводы: та просто-напросто решила его привязать к себе. Дюма уходит и появляется на пороге её дома, когда сыну исполнилось семь лет. Свои «африканские страсти» Александр Дюма оправдывал тем, что много любовниц он заводит из человеколюбия, одна-единственная просто-напросто умерла бы через неделю. Среди множества сердечных авантюр с актрисами - связь с Белль Крельсамер. Она закончилась тем, что в 1831 году та родила от него дочь. В 1832 году случай свёл его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя - Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, Дюма уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее в 1838 году он женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось совершить такой подвиг, остаётся загадкой. Женившись, писатель не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию её мужа. Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж. Дюма-сын уговаривал отца не афишировать связь с молодой американкой, которая уже четырежды побывала замужем. Но отец не внял голосу разума. Неизвестно, чем бы закончилась связь с женщиной, но судьба Ады оказалась трагичной. Она умерла от острого перитонита в 1868 году. После чего Дюма-сын решил соединить своих родителей. Отец не был против, но Катрин Лабе ответила, что возлюбленный опоздал на сорок лет. В октябре 1868 года она уходит из жизни. Дюма переживет её на два года.
Выдающийся романист, путешественник, историк и публицист, Дюма был ещё и прекрасным кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд. О том, что он задумал создать «Кулинарный словарь», писатель говорил ещё во время пребывания в Российской империи. В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему. "Большой кулинарный словарь" увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращённая копия - "Малый кулинарный словарь". К слову, Дюма не был гурманом или чревоугодником. Напротив, он вёл здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе. Для себя готовил Александр Дюма редко, поскольку придерживался диеты. Только для гостей. Дюма прослыл хлебосольным и щедрым хозяином. Поместье Монте-Кристо, принадлежавшее ему, с первых же дней становится открытым домом. В нём принимают радушно всех, кто бы то ни был, кормят и, при необходимости, кладут спать. Любой человек, стеснённый в средствах, мог запросто поселиться в усадьбе.

В тридцатые годы у Александра возник замысел воссоздать историю Франции целой серией книг. Дюма расширяет свои познания, изучая труды известных историков: О.Тьерри, П.Баранта, Ж.Мишле. В своих произведениях он придерживается закономерной последовательности событий. Его книги свидетельствуют об осведомлённости автора в вопросах французской истории. "Изабелла Баварская" стала первой книгой этого цикла. Исторической основой для создания романа послужили: "Хроника времён Карла VI", "История герцогов Бургундских", "Хроника Фруассара". Наряду с историческими персонажами, в романе задействованы и вымышленные имена. Таким образом, жанр исторического романа возродил именно Александр Дюма. Биография и творчество этого автора связаны с важным для каждого француза событием - Великой французской революцией. Ей он посвятит серию книг. Автор понимает - чтобы жизнь королей и министров была интересна читателю, надо показать: им не чужды те же чувства и переживания, что и простым смертным. Он знал, что исторической ценности его романы не представляют, поскольку факты изложены так, как того требовала художественная форма. История была такой, какой желали её видеть французы: красочной, весёлой, где добро и зло по разные стороны. Читатели того времени состояли из людей, совершивших великую революцию и сражавшихся в войсках империи. И им нравилось, когда монархи были представлены в героических картинках.
Роман «Шевалье д’Арманталь" дал автору понять, что исторические романы - это неисчерпаемый источник. Крупнейшие парижские газеты боролись за право публиковать Дюма. А непревзойдённые "Три мушкетёра" вознесли автора на вершину славы. Дюма отталкивался в своей работе от известных источников, порой поддельных. Как, например, "Мемуары д’Артаньяна". Подлинные материалы - "Мемуары мадам де Лафайет" - послужили основой для книги "Виконт де Бражелон". С 1845 по 1855 годы Александр
Дюма писал без передышки. Пожалуй, за всю историю литературы ни один из писателей не был столь плодовит. В его романах перед читателем проходит история Франции. После "Трёх мушкетёров" идут "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон". А.Дюма превосходно изображает характер толпы - то жестокой и жаждущей крови, то рабской и покорной, то грубой и циничной, то сентиментальной. Романы "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Сорок пять" - живое воплощение души Франции. Великой французской революции автор посвящает серию романов: "Жозеф Бальзаме", "Ожерелье королевы", "Анж Питу", "Кавалер Красного замка", "Графиня Шарни". В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии. Отступления от исторических фактов допускает довольно смело, но он компенсирует это драматизмом событий, эффектами и чудесными приключениями, которые заставляют сердце читателей усиленно биться. За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров. В этом виден огромный талант этого писателя, его удивительное и безграничное воображение.

Писательство приносило достаточно хороший доход, но Александр Дюма привык к роскоши и быстро тратил деньги. Ему даже пришлось уехать в Бельгию в 1851 году, так как его преследовали кредиторы. С 1858 по 1859 годы Дюма ездит по России, и его так впечатлила и поразила эта страна, что он пишет 5 книг, состоящих из заметок его путешествий, под названием "Из Парижа в Астрахань".
Перед своей смертью Александр Дюма был на грани нищеты. Умер 6 декабря 1870 года, но о смерти великого писателя, к сожалению, мало кто знал, так как именно в этот период прусские войска напали на Францию. Из-за того, что Александр Дюма после себя оставил большое количество своих произведений, вокруг него ходило масса слухов. Будто бы ему помогали соавторы, литературные негры. Однако сам он был невероятно трудолюбивым и работоспособным. В любом случае, по сегодняшний день ещё никто не смог потеснить его с первой строчки самых плодовитых литераторов в мире.