131216 1Гюстав Флобер - французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане. Отец его был хирургом и работал главным врачом в одной из местных больниц. С 1823 по 1840 годы Флобер учился в Королевском колледже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе Гюстав Флобер познакомился с будущим поэтом Л.Буйе, который на всю жизнь стал его верным другом.
  В 1840 году Флобер поступил на юридический факультет Парижского университета, но не смог завершить образования. В 1843 году у него обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался литературой.
  Писать начал очень рано и писал много, чему способствовала его склонность к уединению, но долгое время не решался публиковать131216 2 свои литературные опыты. Это были рассказы в духе "неистовых романтиков" - с ужасами и кошмарами, повести о "жизни сердца", отмеченные смутными юношескими томлениями, и произведения, исполненные презрения к буржуа-толстосумам. Ещё в юности он задумал создать "Лексикон прописных истин", над которым работал всю жизнь, - сборник расхожих клише, развенчивающих образ ненавистного ему буржуазного пошляка (1910). Даже собратья по перу, которые умудрялись зарабатывать большие деньги, как, например, Золя и Доде, вызывали у него подозрение. Он считал, что художник не имеет права преуспевать.
  В шестнадцатилетнем возрасте Флобер писал "О, насколько больше мне нравится чистая поэзия, вопли души, внезапные порывы, а потом глубокие вздохи, душевные голоса, сердечные мысли! Иной раз я готов отдать всю науку болтунов настоящего, прошедшего и будущего... за два стиха Ламартина или Виктора Гюго". В этом письме заявляет о себе уже тот Флобер, который вскоре объявит искусство высшей формой познания действительности и вместе с тем - убежищем от пошлости жизни и, как сторонник теории «искусства для искусства», призовёт художников подняться на самый верх "башни из слоновой кости" и замкнуться в ней. В нём неуживчиво существовали два человека - романтик и реалист. В первом большом произведении - "Воспитание чувств" (1843-1845) - он надеялся заключить между ними перемирие. Ничего путного из этого не вышло. Роман не был опубликован.
  131216 3Дебютом автора в печати стал роман "Госпожа Бовари". Он же сразу стал самым прославленным французским романом и обозначил поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над ним с 1851 по 1856 год. Главной темой произведения стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. В главной героине Эмме Бовари писатель воплотил свой личный недуг - склонность к грёзам о какой-то иной жизни, неистовых страстях, любовных опьянениях. "Госпожа Бовари" была впервые опубликована в журнале "Ревю де Пари" (1856), однако, невзирая на то, что встревоженные М.Дю Кан и М.Пиша внесли серьёзные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства - одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле - Флобер был оправдан, и в 1857 году роман вышел отдельной книгой без каких-либо купюр.
  С этого времени начинается затворничество Флобера, будто он изжил в "Госпоже Бовари" все живые131216 4 чувства.
  Следующий роман автора "Саламбо" (1862), стал результатом поездки в Африку в 1858 году. Перед тем как приступить к работе над романом, основательный Флобер совершил путешествие в Тунис, где в древности располагался Карфаген, перечитал множество исторических изданий - "Всеобщую историю" Полибия, "Жизнь Гамилькара" Корнелия Непота и т.д. Несмотря на отдалённость событий, роман написан в вызывающей реалистической манере - страшные сцены войны, первобытная жестокость, бесстыдство нравов. Живописный сюжет "Саламбо" вдохновил Модеста Мусоргского на создание оперы.
  Третий роман "Воспитание чувств" (1869) - это художественная иллюстрация к идее писателя, по которой романист, описывая те или иные события, должен оставаться бесстрастным, что значило по Флоберу - объективным.
  Начатое задолго до "Госпожи Бовари" и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону "Искушение святого Антония" (1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 году. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала писателя всю оставшуюся жизнь, и её воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси религии и философии.
  Три главных направления в творчестве Флобера отразились в его книге "Три повести" (1877). "Простое сердце" продолжает линию современного романа, "Легенда о святом Юлиане Странноприимце" построена на основе средневекового житийного жанра, а "Иродиада" возникла из евангельского сюжета об умерщвлении Иоанна Крестителя.
  Восемь последних лет жизни Гюстав Флобер отдал любимому детищу - роману "Бувар и Пекюше" (1881), который остался незавершённым. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода.
  Одним из величайших творений писателя, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его "Письма" (1887-1893). В непринуждённом общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем самым, предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы.
  131216 5В России Г.Флобера узнали благодаря Ивану Тургеневу, с которым его связывала дружба. Русский писатель выделял автора "Госпожи Бовари" из всех французских романистов. Тургенев первый перевёл и опубликовал его произведения - "Иродиаду" и "Легенду о святом Юлиане" (1877).
  И всё же самым знаменитым романом Флобера был и остался "Госпожа Бовари". Жюль де Готье произвёл даже термин "боваризм" для определения тех, кто тщится «вообразить себя иным, нежели он есть в действительности».
  В последние годы жизни Гюстава Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны, наконец, серьёзные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые ещё долго вызывали неприятие у критиков.
  Гюстав Флобер умер в Круассе 8 мая 1880 года.