101115 1Александр Александрович Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма. Среди русской лирической поэзии стихи Блока занимают особое, только ему принадлежащее, выдающееся место. Женственность, обаяние и красота, предчувствие счастья - вот основная идея его лирики. Любовь к женщине переплетается с любовью к Родине, России.
  Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в интеллигентной петербургской семье. Его отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна Бекетова, - дочь учёного-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета, профессионально занималась переводами. Поскольку родители разошлись ещё до рождения сына, то маленький Александр воспитывался в семье матери. Писать стихи Блок начал рано, в пять лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.
  В детские и отроческие годы юный Блок «издавал» рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако «серьёзное писание» началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.
  Первый период творчества (1898-1900 гг.) был периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта. Окончив Введенскую гимназию, Александр Блок в 1898 году поступает на юридический факультет Петербургского университета. Позже переводится на историко-филологический факультет и специализируется на славяно-русском отделении. Учась в университете, он начинает публиковать свои произведения в журналах и газетах символистов. Серьёзно увлёкся театром и даже готовился стать актёром, некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка. После окончания университета Блок ведёт критический отдел в журнале "Золотое Руно".
  В 1897 году на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 года произошла встреча Блока с его будущей невестой и женой - Л.Д. Менделеевой (дочерью Д.И. Менделеева).
  С начала 1900-х гг. постепенно расширяется круг блоковского общения. Одним из ключевых событий в жизни поэта стало знакомство в 1901 году с творчеством философа и поэта Вл. Соловьёва. В январе 1903 года он вступает в переписку с Андреем Белым.
  В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. А.Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая всё новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
  101115 5Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в октябре 1904 года, - "Стихи о Прекрасной Даме", представлявшие собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии. Сразу же после выхода книги Блок занял едва ли не центральное место в рядах символистов.
  Вторая его книга, "Нечаянная радость", сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904-1906 годов ("Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна"). Стихотворение "Осенняя волна" стало первым воплощением темы родины в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации - любовь к родине - любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от неё.
  1906-1907 годы стали переломными для Александра Блока, это время переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии. В 1906 году им были написаны три лирические драмы - "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".101115 3
  Кульминацией того бурного времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящён цикл стихов "Снежная маска" (1907), а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии.
  Цикл "На поле Куликовом" (1908) - этапное произведение поэта. В поэтических сборниках "Снежная маска" и "Город" (1908), автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза из мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
  Поездка в Италию в апреле 1909 года стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". В конце ноября того же года поэт, получив известие о безнадёжной болезни отца, едет в Варшаву, но не успевает застать его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни, и которая так и осталась незавершённой.
  Основной темой своего творчества А.А. Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России ("Осенняя волна", "Осенняя любовь", "Россия") возникает двуликий образ страны - нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной.
  101115 4Трагическое восприятие действительности с годами не только не ослабевало, но нарастало. Об этом свидетельствовал четвёртый сборник стихов "Ночные часы" (1911). Тогда же у Блока возник замысел объединить наиболее важные лирические произведения 1898-1910 гг. в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал "трилогией вочеловечения". Этот замысел был осуществлён в 1911-1912 гг., когда в московском издательстве "Мусагет" вышли три тома "Собрания стихотворений", каждый из которых имел символически значимое заглавие: I - "Стихи о Прекрасной Даме", II - "Нечаянная Радость", III - "Снежная ночь".
  В 1913 году Блок заканчивает пьесу "Роза и Крест", материалом для которой послужили средневековые произведения. Конец 1913 года ознаменовался для поэта зарождением нового всепоглощающего чувства: на представлении оперы Ж. Визе "Кармен" в Театре музыкальной драмы он увидел Любовь Александровну Дельмас, исполнявшую главную роль. "О да, любовь вольна, как птица..." - восклицал он в одном из стихотворений цикла "Кармен" (1914), посвящённого Л.А. Дельмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла "Арфы и скрипки", вошедшего в «третью книгу» трилогии, и поэма "Соловьиный сад" (1915).
  Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, она вызвала новый духовный взлёт поэта и гражданскую активность. Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918).101115 6
  Поэма "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока.
  Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряжённые отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны приводят к творческому кризису, который поэт не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений.
  1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью. В это время он работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов.
   Последним произведением, изданным при жизни, была пьеса "Рамзес" (1921).
  Александр Александрович Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишённый последних иллюзий относительно новой власти.
  
  В помощь библиотекарю. Подробнее