![90615 10](http://old.mirbiblio.ru/images/news/90615_10.jpg)
Мажит Гафури (Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район) в семье хальфы (сельского учителя) Нургани.
Начальное образование Мажит получил под руководством отца. С малых лет любил слушать народные сказки и легенды, рассказываемые отцом и крестьянами, отличался прилежностью в учёбе. В восемь лет он уже самостоятельно начал читать мусульманские книги. Освоив программу сельского мектебе, с 11-летнего возраста помогал отцу в обучении детей. В 1893-1898 годах учился в медресе близлежащей деревни Утяшево.
Осенью 1898 года пешком отправляется в город Троицк. С большими трудностями он добирается до города и поступает на учёбу в медресе ишана Зайнуллы Расулева (1898-1905 годах). Материальное положение будущего литератора в период обучения было тяжёлым. Чтобы его поправить, ему приходилось прислуживать богатым шакирдам (студентам медресе), а в летние месяцы трудиться чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйствах кулаков, учительствовать в казахских кочевьях. Будучи совершенно неудовлетворённым учёбой в религиозно-схоластическом медресе, Мажит Гафури в 1901–1903 гг. упорно занимается самообразованием. Этому способствует и открывшаяся в Троицке национальная библиотека "Хэзмэт". Он упорно изучал арабский, турецкий, персидский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Занятия расширили его кругозор и укрепили в нём критическое осмысление окружающей действительности.
К весне 1902 года относится литературный дебют Мажита Гафури. Им было написано сатирическое стихотворение "Шакирдам ишана", в котором высмеивались внутренние порядки медресе, и деспотическое отношение ишана к шакирдам. Летом 1902 года им был написан первый художественный рассказ "Жизнь, прошедшая в нищете". Таким образом, М. Гафури вступил в литературу одновременно и как поэт, и как прозаик. В том же 1902 году им была написана первая поэма "Сибирская железная дорога, или положение нации", вышедшая в свет в Оренбурге в 1904 году. Поэма звучит как гимн родине - России, творческому гению, созидательному труду русского народа.
Осенью 1905 года Гафури оставил учёбу в медресе в Троицке, переехал в Казань и поступил в новометодное медресе "Мухаммадия" крупного казанского муллы Галимджана Баруди. Принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах.
![90615 14](http://old.mirbiblio.ru/images/news/90615_14.jpg)
Весной 1906 года, избегая преследования полиции, М. Гафури, вместе с татарским поэтом М. Укмаси, уехал в казахские степи, а потом, осенью того же года, переселился в Уфу, где и прожил до конца своей жизни. Осенью 1907 года поступил вольнослушателем высшего медресе «Галия», которое успешно окончил в 1909 году.
Мажит Гафури является самым искренним другом бедных, угнетённых и обездоленных женщин - татарок и башкирок. В таких произведениях, как "Женщина-татарка" (1908), "Забытое преступление или воспоминание о прошлом" (1909), "Терпению Зайнап пришёл конец" (1911), как и в повести "Бедняки", раскрывает тяжёлое положение женщины, угнетаемой мужем-деспотом, кровожадными баями, торговцами и духовенством.
В творчестве 1909-1913 годов, особенно в его прозе, появились романтические мотивы и образы ("Заятуляк и Сусылу", "На берегу Белой", "Впечатления", "Булгар кызы Айхылу"), написанные на основе фольклорных материалов. Два сборника его стихов "Моя молодая жизнь" (1906) и "Любовь к нации" (1907), а также рассказ "Дети-сироты" были конфискованы. В 1911-1917 годах он жил под надзором полиции. Царская цензура придиралась к каждому новому произведению поэта, ища в нём "сомнительных", "бунтовщических" идей и мыслей. Преследования продолжались вплоть до 1917 года. ![90615 12](http://old.mirbiblio.ru/images/news/90615_12.jpg)
![90615 12](http://old.mirbiblio.ru/images/news/90615_12.jpg)
Весной 1912 года он устраивается на работу в типографию "Шарек" ("Восток") в качестве корректора. В этой типографии проработал до 1919 года. Своё резкое отрицательное отношение к войне ярко выразил в стихотворении "Кто он?" (1915).
В честь социалистической революции М. Гафури создал задушевные, прекрасные оды, пламенные лирические стихотворения ("Своему сердцу", "Дни освобождения", "В честь свободы", "Противникам свободы", "Прочь сомнения и страх!", "Революция", "Торжественный праздник"). Большинство его революционных стихов вошло в сборник "Красное знамя" (1917).
В июне 1923 года общественность Советской Башкирии отметила двадцатилетие творческой деятельности Мажита Гафури. ЦИК Башкирской АССР ему было присвоено звание народного поэта Башкирии и созданы необходимые условия для его дальнейшей плодотворной творческой работы. В 1924-1929 годах он работал в редакции татарской газеты "Новая деревня".
Мажит Гафури не только поэт, баснописец, прозаик, публицист, но и драматург. В 1926 году он написал пьесу "Красная звезда", которая сыграла большую роль в создании реалистической башкирской драматургии.
![90615 13](http://old.mirbiblio.ru/images/news/90615_13.jpg)
Мажит Гафури умер 28 октября 1934 года в Уфе. Он похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Матросова.