вконтакте одноклассники youtube

вконтакте одноклассники youtube

  21017 4Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как "Пригвождена к позорному столбу…", "Не самозванка - я пришла домой…", "Вчера ещё в глаза глядел…" и многие другие.
  День рождение Марины Цветаевой, 8 октября 1892 года, приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала её игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.
  Так получилось, что Марина с мамой часто жила за границей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и21017 5 немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трёх, причём больше всего по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила. Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве "Мусагет". Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Ивановна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал её муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.
  Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года её семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На неё действовала угнетающе молва людей о том, что её муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает её мысли и сердце.
  21017 6Первый сборник Марины Цветаевой под названием "Вечерний альбом" увидел свет в 1910 году. В основном он включал её творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина Цветаева пишет первую прозаическую статью "Волшебство в стихах Брюсова". Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.
  Вскоре был издан "Волшебный фонарь" Марины Цветаевой, её второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение - "Из двух книг". Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и её супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами "Александровским летом Цветаевой". Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений "К Ахматовой" и "Стихи о Москве". Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника "Лебединый стан", а также большие поэмы "Царь-девица", "Егорушка", "На красном коне" и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы - "Поэму Горы" и "Поэму Конца", которые окажутся в числе её главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник "После России", включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.
  Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой - её воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги "Мой Пушкин", "Мать и музыка", "Дом у Старого Пимена" и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина Цветаева написала замечательный цикл "Маяковскому", "чёрной музой" для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи.
  Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время её сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после её эмиграции. Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем21017 7 Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви "Поэму горы", вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым, поставив точку в любовных отношениях. Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Ещё до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов "Подруга", после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин - скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как "первую катастрофу в своей жизни". После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с чёрной полосой в жизни. Революция, побег мужа за границу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдаёт детей в приют в подмосковном посёлке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трёхлетнем возрасте умерла Ирина. Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребёнка - сына Георгия, которого в семье называли "Мур". Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошёл на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.
  В эмиграции Марина Ивановна и её семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину. В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику 21017 8политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года. Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Кама. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Её заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.
  Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил верёвку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную верёвку - "хоть вешайся". Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны Цветаевой. Похоронили поэтессу в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остаётся невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причём не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королёв, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

 

В помощь библиотекарю. Подробнее