300118 1А над певцом, над павшими над всеми
Травой зеленой ветер шелестит…
Летит, как конь,
Летит, как всадник, Время,
Летит Земля,
И Песня вдаль летит.
(Перевод Е.Николаевской)

 

  Народный поэт Башкортостана Назар Наджми (Назар Назмутдинович  Назмутдинов) родился 5 февраля 1918 г. в деревне Миништы Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинский район Башкортостана. После окончания семилетней школы в родной деревне с 1937 г. учился в Уфимском металлургическом рабфаке. В это время в республиканских газетах публикуются его первые стихи. По окончании рабфака в 1938 г. он поступает в Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева на факультет языка и литературы. Его стихи и рассказы часто появляются на страницах журналов и альманахов. Чувства дружбы, зародившиеся в вузе ("До новой встречи"), тяга к родным местам детства ("Здравствуй, моя деревня!"), поиск следов, оставленных его покойным отцом ("У могилы отца") и др. - вот мотивы начального периода его творчества.  
  Когда началась Великая Отечественная война, в 1941 г. Н. Наджми добровольно ушёл на фронт с III курса института. В окопах и блиндажах вместе с жизненным опытом Н. Наджми нашёл и свой поэтический голос. Он не использовал обращения-призывы, как это было распространено в эти годы, наоборот, было больше случаев, когда он "не мог сказать то, что хотел". Рождённые в этот момент его стихи влияли на читателя ничуть не меньше, чем звонкий клич.
  После демобилизации в 1946 г. Н. Наджми возвращается в Уфу и продолжает учёбу. Затем в 1947-1949 гг. работает в редакциях газеты "Совет Башкортостаны", журнала "Эдэби Башкортостан", в 1955-1959 гг. является редактором журнала "Хэнэк". Также в 1955 г. работает директором Башкирского Государственного академического театра драмы. С 1962 по 1969 гг. является председателем правления Союза писателей Башкортостана.
  После войны поэт, несмотря на переход темы труда и мира, всё ещё опирается на военные эпизоды, но, в то же время, расширяет и горизонты поэзии. Показ жизни противоречивой, а души человека естественной становится основной тенденцией послевоенной поэзии Н. Наджми. Наибольшим одобрением у поэта пользуются люди сильные духом. Таких он сравнивает с каплями, протачивая камни, рождающими родники, поёт славу беспокойным.
  Раскрытие многосторонности бытия, разнообразия души человека, многогранности взаимоотношений в философском плане стало основным направлением поэзии Н. Наджми с конца 50-х до начала 70-х гг. В его творчестве теперь на передний план вышел жанр поэмы. Он является автором шестнадцати поэм. Другого такого примера едва ли можно найти не только в башкирской, но и в других, даже более солидных литературах.
  В 60-70-е гг. Н.Наджми поднял на уровень высокой поэзии такие важные темы, как патриотизм, дружба народов, ответственность человека перед эпохой и страной. Всесторонняя зрелость и мастерство поэта получили яркое выражение в сборнике "Идут снега", удостоенном в 1972 г. Республиканской премии им. С. Юлаева.
  300118 2В 80-е гг. Н.Наджми одну за другой создал поэмы "Стремнина", "Песня на всю жизнь", "Единокровные", Две Зулейхи» ("Четыре судьбы"). В 1982 г. за сборники "Приглашение другу", "Дыхание", "Стороны" Назар Наджми был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.
  Начиная с конца 60-х гг., как своими популярными песнями, а также довольно полно печатаясь на русском, заняв достойное место в антологиях башкирской поэзии на национальных языках, поэт нашёл широкое признание среди многих народов. В 1993 г. Н. Наджми было присвоено почётное звание "Народный поэт Башкортостана", а в 1994 ему присуждается премия Союза писателей Республики Татарстан имени Гаяза Исхаки.
  Назар Наджми активно работал и в драматургии. С первых же своих шагов в этой области Н. Наджми обратился к ветвям жанра, относящимся к социально-бытовой сфере. Большой сценический успех выпал на пьесы морально-этического плана "Весенняя песня", "Прощай, Хайруш", "Незваный гость", "У соседей — гость", "Друг-гармонист", "Дуга с колокольчиками", которые в разное время ставились на сцене Башкирского академического театра драмы, некоторые из них до сих пор продолжают идти отнюдь не безуспешно.
  Если в поэзии Н. Наджми в основном обращал внимание на героические и трагические стороны жизни, в драматургии проявлял интерес к фактам бытовых реалий. Однако своими одинаково значительными заслугами в любой области он вошёл в золотую сокровищницу башкирской литературы.
  На многие стихи Назара Наджми были написаны песни известными башкирскими композиторами — Загиром Исмагиловым, Нариманом Сабитовым, Хусаином Ахметовым, Римом Хасановым и другими. Многие из его песен стали популярными в Башкирии и за её пределами.
  Назар Наджми хорошо известен не только башкирскому и татарскому читателю. Большинство его произведений переведено на русский язык, что в общем и

тоге составило 13 книг, изданных в разные годы в Москве и Уфе. Факт этот весьма примечателен, и свидетельствует о том, что произведения Назара Наджми отвечают высоким требованиям не только его земляков, но и тех, кто читает его на языке межнационального общения.
  Поэт и сам не оставался в долгу. Он перевел на башкирский язык отдельные главы поэмы Алишера Навои "Фархад и Ширин",300118 3 стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева.
За высокие достижения в творческой и трудовой деятельности Н.Наджми был награждён орденами Отечественной войны  I (1985) и II (1945) степеней (дважды), Красной звезды (1944), Октябрьской революции (1978), орденами Трудового Красного Знамени (1955, 1968), Орденом Почёта (1999).
  Назара Наджми не стало 6 сентября 1999 года. По завещанию он был похоронен на родине (на холме, перед въездом в село Миништы).

   Книги Назара Наджми из фондов библиотек ЦБС. Подробнее