90615 10Мажит Гафури является основоположником башкирской советской литературы и выдающимся представителем татарской советской литературы.
 Мажит Гафури (Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район) в семье хальфы (сельского учителя) Нургани.
 Начальное образование Мажит получил под руководством отца. С малых лет любил слушать народные сказки и легенды, рассказываемые отцом и крестьянами, отличался прилежностью в учёбе. В восемь лет он уже самостоятельно начал читать мусульманские книги. Освоив программу сельского мектебе, с 11-летнего возраста помогал отцу в обучении детей. В 1893-1898 годах учился в медресе близлежащей деревни Утяшево.
 Осенью 1898 года пешком отправляется в город Троицк. С большими трудностями он добирается до города и поступает на учёбу в медресе ишана Зайнуллы Расулева (1898-1905 годах). Материальное положение будущего литератора в период обучения было тяжёлым. Чтобы его поправить, ему приходилось прислуживать богатым шакирдам (студентам медресе), а в летние месяцы трудиться чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйствах кулаков, учительствовать в казахских кочевьях. Будучи совершенно неудовлетворённым учёбой в религиозно-схоластическом медресе, Мажит Гафури в 1901–1903 гг. упорно занимается самообразованием. Этому способствует и открывшаяся в Троицке национальная библиотека "Хэзмэт". Он упорно изучал арабский, турецкий, персидский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Занятия расширили его кругозор и укрепили в нём критическое осмысление окружающей действительности.
 К весне 1902 года относится литературный дебют Мажита Гафури. Им было написано сатирическое стихотворение "Шакирдам ишана", в котором высмеивались внутренние порядки медресе, и деспотическое отношение ишана к шакирдам. Летом 1902 года им был написан первый художественный рассказ "Жизнь, прошедшая в нищете". Таким образом, М. Гафури вступил в литературу одновременно и как поэт, и как прозаик. В том же 1902 году им была написана первая поэма "Сибирская железная дорога, или положение нации", вышедшая в свет в Оренбурге в 1904 году. Поэма звучит как гимн родине - России, творческому гению, созидательному труду русского народа.
 Осенью 1905 года Гафури оставил учёбу в медресе в Троицке, переехал в Казань и поступил в новометодное медресе "Мухаммадия" крупного казанского муллы Галимджана Баруди. Принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах.
 90615 14Мажит Гафури начал свой творческий путь как писатель-просветитель. В период революции 1905-1907 годов им был создан ряд стихотворений на злободневные политические темы ("Стихи радости", "Богач", "Перемена", "Настало время", "В период свободы", "Открылась первая дума", "Наши дни", "Две птицы", "Завет 1906 года 1907 году", "Ответ 1907 года").
 Весной 1906 года, избегая преследования полиции, М. Гафури, вместе с татарским поэтом М. Укмаси, уехал в казахские степи, а потом, осенью того же года, переселился в Уфу, где и прожил до конца своей жизни. Осенью 1907 года поступил вольнослушателем высшего медресе «Галия», которое успешно окончил в 1909 году.
 Мажит Гафури является самым искренним другом бедных, угнетённых и обездоленных женщин - татарок и башкирок. В таких произведениях, как "Женщина-татарка" (1908), "Забытое преступление или воспоминание о прошлом" (1909), "Терпению Зайнап пришёл конец" (1911), как и в повести "Бедняки", раскрывает тяжёлое положение женщины, угнетаемой мужем-деспотом, кровожадными баями, торговцами и духовенством.
 В творчестве 1909-1913 годов, особенно в его прозе, появились романтические мотивы и образы ("Заятуляк и Сусылу", "На берегу Белой", "Впечатления", "Булгар кызы Айхылу"), написанные на основе фольклорных материалов. Два сборника его стихов "Моя молодая жизнь" (1906) и "Любовь к нации" (1907), а также рассказ "Дети-сироты" были конфискованы. В 1911-1917 годах он жил под надзором полиции. Царская цензура придиралась к каждому новому произведению поэта, ища в нём "сомнительных", "бунтовщических" идей и мыслей. Преследования продолжались вплоть до 1917 года. 90615 12
 Весной 1912 года он устраивается на работу в типографию "Шарек" ("Восток") в качестве корректора. В этой типографии проработал до 1919 года. Своё резкое отрицательное отношение к войне ярко выразил в стихотворении "Кто он?" (1915).
 В честь социалистической революции М. Гафури создал задушевные, прекрасные оды, пламенные лирические стихотворения ("Своему сердцу", "Дни освобождения", "В честь свободы", "Противникам свободы", "Прочь сомнения и страх!", "Революция", "Торжественный праздник"). Большинство его революционных стихов вошло в сборник "Красное знамя" (1917).
 В июне 1923 года общественность Советской Башкирии отметила двадцатилетие творческой деятельности Мажита Гафури. ЦИК Башкирской АССР ему было присвоено звание народного поэта Башкирии и созданы необходимые условия для его дальнейшей плодотворной творческой работы. В 1924-1929 годах он работал в редакции татарской газеты "Новая деревня".
 Мажит Гафури не только поэт, баснописец, прозаик, публицист, но и драматург. В 1926 году он написал пьесу "Красная звезда", которая сыграла большую роль в создании реалистической башкирской драматургии.
 90615 13В советское время были созданы лучшие произведения автора: поэма "Рабочий" (1921), пьеса "Красная звезда" (1926), повести "Черноликие" (1927), "Ступени жизни" (1930), автобиографическая повесть "На золотых приисках поэта" (1931).
 Мажит Гафури умер 28 октября 1934 года в Уфе. Он похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Матросова.